Почему могут вырасти цены на ГСМ в Казахстане?
Снятие в ноябре 2013 года запрета на импорт ГСМ из России лишило поставщиков сырья на отечественные НПЗ (давальцев) возможности извлечения сверхприбыли от реализации бензинов. И они были вынуждены, постоянно твердя о необходимости введения регулирования импорта ГСМ, продавать бензин марки Аи 92 примерно по 700 долларов на заводе при российской цене 660 долларов на границе.
После проведенной девальвации тенге ситуация в корне изменилась. Теперь российские цены, в сравнении с отечественными, стали не конкурентными. Однако, учитывая внутриполитическую ситуацию давальцам в ожидании стабилизации, не позволили сразу поднять цену на отечественные нефтепродукты. Но поскольку продавать их по низким ценам у давальцев интереса нет, то они будут придерживать объемы и выгружать нефтепродукты на арендованные нефтебазы. Затем возможен следующий сценарий.
В марте, скорее всего под предлогом новой цены на сырье, давальцам все же разрешат поднять оптовые цены. При этом уровень розничных останется прежним, а чтобы продукция пользовалась спросом, в Правительстве уже готовится документ, ограничивающий поставки нефтепродуктов из России. Таким образом, устранив конкурентов и пользуясь высоким спросом, крупные ресурсодержатели смогут реализовать рознице все накопленные на НПЗ и нефтебазах запасы по максимально возможным ценам
В апреле Правительство пересмотрит предельно-розничные цены в связи с «корректировкой» курса тенге, соответственно, вырастут и оптовые цены. К середине мая станет понятно, что отечественные заводы не справляются с обеспечением рынка нефтепродуктами, а поставки из России невозможны из-за принятых ограничений. Как следствие, начнутся простои АЗС в связи с возникшим дефицитом.
Ближе к лету, когда потребление нефтепродуктов вырастет, а ряд российских заводов встанет на плановый ремонт, цены в России поползут вверх и наше Правительство (для того чтобы поставки из РФ стали рентабельными) вынуждено будет инициировать повышение предельных розничных цен. Это, в свою очередь, позволит давальцам в очередной раз пересмотреть свои оптовые цены на отечественные нефтепродукты в сторону повышения. При этом дефицит за счет российских поставок, возможно, так и не будет восполнен в полной мере. Причина будет та же, что и в прошлом году. Неповоротливость «КазМунайГаза», который наверняка будет определен единым оператором по импорту, не позволит оперативно наполнить рынок, а уже в июне на ремонт остановится ПНХЗ.
Таким образом, ограничение поставок российского топлива приведет к дестабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и поставщики сырья на отечественные заводы (давальцы) получат легальную возможность для извлечения сверхдоходов.
Сергей Смирнов
Источник: Оilnews