Бензиновый кризис в нефтяной столице
Кризис на бензиновом рынке продолжается, а оптовики утверждают, что 92-го не будет до октября, пишет газета Ак Жайык. Из-за дефицита 92-го резко вырос спрос на Аи-80, его оптовая цена за литр подскочила с 67 до 76 тенге. Между тем, АНПЗ работает в обычном режиме, не снижая объемов переработки нефти. Почему тогда в области остро не хватает бензина?
В конце августа мы отправили запрос на имя генерального директора ТОО «АНПЗ» Кайрата УРАЗБАЕВА, и только сейчас получили ответ. Как следует из письма, в августе при плане 430 тысяч тонн сырья на АНПЗ фактически переработано 437,8 тыс. тонн, т.е. на 2% больше. За восемь месяцев т.г. переработано почти 3,3 млн тонн нефти (выполнение плана на 101%). Однако, пусть даже незначительное, но перевыполнение плана на заводе погоду нам не делает, поскольку перепадает нашей области лишь небольшая часть готовых продуктов:
«От общего объема вырабатываемого на АНПЗ автобензина в Атыраускую область отгружено за восемь месяцев 2014 года (в процентном соотношении): Аи-80 – 10%, Аи-92 – 41%, Аи-95 – 12%, Аи-98 – 33%, — говорится в ответе гендиректора АНПЗ К. Уразбаева. – Учитывая тот факт, что основным направлением деятельности ТОО «АНПЗ» является переработка нефти на условиях процессинга, т.е. оказание услуг по переработке нефти, вопрос реализации нефтепродуктов решается самостоятельно поставщиками нефти».
Таким образом, вывод первый — львиную долю бензина, полученного на нашем заводе, нефтетрейдеры отправляют за пределы нашей области. Учитывая, что завод дает цифры за 8 месяцев, так было до нынешнего бензинового кризиса. По словам владельцев АЗС, проблему усугубила авария на Ачинском НПЗ (Россия), которая спровоцировала дефицит на российском рынке ГСМ, что, соответственно, сказалось и на поставках в РК.
Второй немаловажный фактор – это глубина переработки нефти на АНПЗ. Как видно из цифр, предоставленных нашей газете руководством завода, объем светлых нефтепродуктов, получаемых из сырья, получается очень низким.
По словам Уразбаева, на текущий момент среднесуточная переработка нефти составляет 14,3 тысяч тонн. Среднесуточное производство товарных автобензинов составляет порядка 1,7 тысяч тонн. За август текущего года отгружено 51,6 тысяч тонн автобензина, за 8 месяцев т.г. - 398 тысяч тонн (при том, что за те же 8 месяцев сырья переработано – 3,3 млн тонн).
«Доля отгрузки высооктановых бензинов от общего объема автобензинов составило за август 37,9% и за 8 месяцев 2014 года 43,2%. План производства автобензинов на 2014 год 504,9 тысяч тонн, — говорится в ответе АНПЗ. – По дизельному топливу завод имеет возможность отгружать до 5000 тонн ежесуточно, сдерживающим фактором является ограничение подачи порожнего состава. За август т.г. отгружено 136,881 тысяч тонн и за 8 месяцев 2014 года 899,822 тысяч тонн. План производства дизельного топлива на 2014 год 1 255,4 тысяч тонн.
В части социально значимых нефтепродуктов, среднемесячная отгрузка автобензина и дизтоплива в Атыраускую область за 8 месяцев 2014 года составила: Аи-80 – 21 209,434 тонн; Аи-92 – 58 279,285 тонн; Аи-95 – 3 121,808 тонн; Аи-98 – 177,954 тонн; дизтопливо – 296 234,338 тонн».
Как мы уже писали, качество автобензина, выпускаемого на нашем заводе, уступает российскому. Этому способствуют несколько факторов, одно из которых — качество нефти. АНПЗ перерабатывает вязкую «парафинистую» мангышлакскую нефть, из которой на АНПЗ получают около 10% бензина и 30% дизтоплива, остальное — темные нефтепродукты, в основном мазут. Мазут, кстати, это очень востребованный продукт, который большей частью уходит на экспорт. Из него, при глубокой переработке, получают широкий ассортимент продукции от масел до газойля. Поэтому Китай закупает у нас мазут в огромных количествах.
Модернизацию АНПЗ, которая началась в 2012 году, по словам Уразбаева, планируется завершить в 2016 году. Как нам обещают, тогда ситуация на бензиновом рынке в стране улучшится. Однако, не нужно забывать, что и количество авто с каждым годом растет. Поэтому не факт, что после модернизации три завода смогут покрыть потребность ГСМ в стране. Так что строительство еще одного НПЗ, очевидно, не снимается с повестки дня.
А пока владельцы АЗС называют бензиновый кризис национальной по масштабам проблемой. В условиях кризиса не работает даже меморандум, заключенный между акиматом, трейдерами и АЗС. Трейдеры просто отказываются предоставлять утвержденный акиматом области объем квотирования для автозаправок:
- Несмотря на то, что акимат сделал распределение, операторы отказываются предоставить нам объем ГСМ, мотивируя тем, что нет ресурсов, — говорит один из владельцев АЗС. - Так что проблемы с бензином в области остаются. Я сам 92-й закупаю у оптовиков по 125тенге за литр, даже по 128 брал. А куда деваться? Нам нужно удержать клиентов, потом есть обязательства перед компаниями, которые обслуживаются у нас.
- Это российский бензин?
- Нет, наш, с АНПЗ, поставщики продают.
О каких поставщиках идет речь, мой собеседник ответить не смог или, скорее всего, не захотел. В любом случае кто-то очень хорошо наваривается на топливном кризисе.
…Себестоимость бензина, в частности, Аи-92, на внутреннем рынке, по словам экспертов, составляет 112 тенге. Далее идет накрутка от трейдеров. Доставка бензина от АНПЗ до АЗС включает следующие расходы: оплата транспортировки за ж/д услуги от завода до нефтебазы (резервуаров), оплата за услуги военизированной охраны, аренда резервуаров, хранение плюс слив/налив и транспортные расходы с нефтебазы (резервуаров) до АЗС.
Автор статьи: Нефтегазовый портал NefteGaz.kz
Использование материалов данной статьи как в исходном виде, так и в виде фрагментов допускается ТОЛЬКО при наличии активной гиперссылки на сайт www.neftegaz.kz! |
Комментарии (1)