Словари
М
МАКЛЕР / BROKER
Посредник между сторонами при заключении сделок на фондовых и товарных биржах. М. специализируются на определенных видах операций, выступают в качестве юридического лица, действуют по поручению клиентов и за их счет. М. получают комиссионные, устанавливаемые биржевым комитетом.
МАРЖА / MARGIN
Термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками, другими показателями. В торговле М. - это разница между покупной и продажной ценой товара. В срочных фондовых операциях М. - это разница между курсом цены покупателя и цены продавца.
МАРЖИНАЛИЗМ
(от франц. marginal - предельный) - экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа, при котором ведущая роль отводится использованию понятия пределов. Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность и пр. К маржиналистской школе политэкономии относятся экономисты австрийской школы К.Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк, которые использовали категорию предельной полезности для определения величины стоимости товара. Представители неоклассической теории У. Джевонс, Л. Варес, В.Парето в своей теории рыночного равновесия использовали предельные величины при анализе зависимости между спросом и предложением и ценами при построении кривых спроса и предложения. Дж. Б Кларк объединил маржиналистские концепции, создав теорию предельной производительности. Маржиналистская теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума.
МАРКЕТИНГ (ОТ АНГЛ. MARKET - РЫНОК, СБЫТ)
Совокупность мероприятий по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка. Рассматривается как новая философия бизнеса, как часть культуры производства. В развитых странах в нем занято столько же людей, сколько в производстве. Причинами развития маркетинга являются: относительное насыщение первоочередных потребностей рынка в товарах и услугах, обострение конкурентной борьбы за потребителя, увеличение производства наукоемкой продукции. Основополагающий принцип: найти потребность и удовлетворить ее. Важным элементом маркетинговой деятельности является изучение потребительского спроса до начала процесса производства. Маркетинг должен иметь результатом нахождение оптимального соотношения между потенциальными потребителями рынка и производственными возможностями фирмы. Основывается на максимально полной и достоверной информации о состоянии рынка. Используются: статистика, социология, психология, традиции и т. д. Охватывает три направления деятельности: 1) службу сбыта; 2) службу экономических расчетов; 3) службу технического анализа. Важным методом в изучении потребностей является сегментация рынка, представляющая собой дробление рынка на однотипные группы потребителей. Идеал сегментации - проникнуть в сознание людей, выяснить их потребности, наклонности в потреблении. Сегментация бывает: географическая, демографическая, психографическая. Каждый из этих видов сегментации включает в себя более подробные характеристики и подвиды. Маркетинг способствует сокращению издержек обращения и производства, росту эффективности бизнеса и экономики в целом.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ)
Организация, объединяющая на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся. Создана в 1919г. на Парижской мирной конференции как автономная структура при Лиге Наций. Цели создания: изучение и улучшение условий жизни и труда; обеспечение социального страхования и полной занятости; защита труда подростков и женщин; гарантия удовлетворительного уровня заработной платы и равный труд; борьба с нищетой и др. Ратифицируя конвенцию МОТ, государство принимает на себя обязательство по реализации ее положений и регулярного представления отчетов об этом. Руководящими органами являются: Международная конференция труда, Административный совет Международного бюро труда. В столицах крупнейших стран, в т. ч. в Москве, имеются представительства Международного бюро труда. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
Международная валютно-кредитная организация. Создан в 1945 г. Членство в МВФ служит условием вступления в Международный банк реконструкции и развития. Количество членов фонда 182, в т. ч. Россия с 1992 г. Цели создания: стимулирование роста внешней торговли; обеспечение стабильности обменных курсов валют; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами фонда; устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; оказание помощи по балансированию платежных балансов и др. Уставный капитал составляет 199 млрд. долл. (1998 г.). Формируется за счет взносов стран-членов: 25% выделенной квоты страны оплачивают в свободно конвертируемой валюте, а 75% -в национальных валютах. Наибольшими квотами располагают США - около 20%, Великобритания - 6,5, Германия - 5,7, Франция - 4,7, Япония - 4,2, Россия -3%. Одним из условий выдачи кредита является предоставление МВФ программы социально-экономического развития страны-заемщика и следование его рекомендациям. Руководящими органами являются Совет управляющих и директорат. Каждая страна назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или председателя центрального банка. Директорат состоит из 22 членов от групп стран. Его решения принимаются, как правило, консенсусом. Постоянно взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития, Парижским и Лондонским клубами. Соглашения с МВФ имеют особое значение. Они служат ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов, играют роль своеобразного «пропуска» для налаживания отношений с другими международными финансово-кредитными организациями.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ / INTERNATIONAL FINANC
Система экономических отношений, складывающаяся между странами мира по поводу накопления и перераспределения ссудных капиталов. В эту систему входят кредитно-финансовые учреждения и фондовые биржи, предоставляющие займы и кредиты иностранным заемщикам.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС (МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА И РА
Экономико-математическая модель, характеризующая систему связей между выпуском продукции в одной отрасли и затратами всех других отраслей, участвующих в выпуске данной продукции. Первые межотраслевые балансы были составлены в СССР при построении баланса народного хозяйства на 1923- 1924гг. В нем имелись показатели и таблицы, характеризующие межотраслевые связи в народном хозяйстве. За рубежом межотраслевой баланс был применен в 30-е гг. XX в. американским экономистом В.Леонтьевым для изучения структуры американской экономики. Применяемый им метод получил название «затраты - выпуск» (input - output). Суть межотраслевого баланса состоит в построении таблицы, в которой по вертикали показываются материальные затраты на производство продукции отдельной отрасли, а также прибыль. Данные по горизонтали показывают, на какую сумму (или какое количество продукции) передано продукта в другие отрасли народного хозяйства на производственные нужды (промежуточный продукт), а также конечное потребление продукции отрасли, на накопление, возмещение, выбытия и капитальный ремонт и также экспортно-импортное сальдо. Межотраслевой баланс детально отражает производственные и хозяйственные связи отраслей. Составляется в денежной и натуральной форме. Главными показателями межотраслевого баланса являются: коэффициенты полных затрат, характеризующие затраты какого-либо продукта на производство единицы другого продукта по всей цепочке взаимосвязанных отраслей; коэффициенты прямых затрат (средняя величина затрат по отрасли в целом). Межотраслевой баланс имеет важное значение для науки и практики, т. к. позволяет от общей характеристики экономических процессов перейти к их конкретному количественному анализу (соотношение ВВП и национального дохода, I и II подразделения общественного производства, взаимосвязи промышленности и сельского хозяйства и т. д.).
МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ
Пропорция, в которой один товар обменивается на другой. На поверхности явлений определяется соотношением спроса и предложения на обмениваемые товары. Спрос покупателя на тот или иной товар зависит от цены. При высоких ценах он снижается, при низких - повышается. Предложение также зависит от цен. При низких ценах продавцы придерживают товары, не продают их. При высоких, напротив, стараются продать как можно больше. На первый взгляд, меновая стоимость определяется спросом и предложением. Но тогда возникает вопрос — а чем определяется сам спрос и само предложение? Получается порочный круг. А главное, нет ответа на вопрос - чем определяется меновая стоимость (пропорция, обмен двух товаров), когда спрос и предложение совпадают? Разные школы по-разному отвечают на этот вопрос. Согласно марксистской экономической теории два товара обмениваются друг на друга (в определенной пропорции) потому, что на их производство затрачено одинаковое количество общественно-необходимого труда. Согласно маржиналистской школе меновые пропорции (меновая стоимость) определяются полезностью вещи, субъективной оценкой людей того, что они покупают.
МЕРТВЫЕ АКТИВЫ
Активы, которые не приносят дохода; они обычно включаются в категорию обесценивающихся активов.
МЕРТВЫЕ АКТИВЫ
Активы, которые не приносят дохода; они обычно включаются в категорию обесценивающихся активов.
МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Отношение денежной массы (наличные деньги и денежные средства на счетах предприятий и вкладов населения в банках) к объему Валового внутреннего продукта (ВВП). Дает представление о степени обеспеченности экономики деньгами, необходимыми для осуществления платежей и расчетов, выплаты заработной платы, пособий, стипендий и др. Уровень монетизации экономики России в конце 90-х гг. составлял 12-15%, в то время как в некоторых других странах он составляет от 70 до 90%. Динамика монетизации связана с инфляцией. С ее ростом уровень монетизации понижается, а при снижении темпов инфляции и достижении финансовой стабильности этот уровень стабилизируется и повышается. По мнению специалистов, достижение оптимального размера денежной массы к ВВП обусловливается многими факторами и специфическими особенностями экономики той или иной страны, а потому не может быть одинаковым для всех стран.
МОНОПОЛИЗМ
(англ, monopolism) - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.
МОНОПСОНИЯ
(от греч. monos - один, единственный и opsonia - закупка продовольствия) - один покупатель. Монопольное положение покупателя товара при большом количестве конкурирующих между собой производителей позволяет ему манипулировать объемом закупок, снижать цены. Наиболее типичным проявлением являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, вооружений и др. Возможны ситуации, когда монопсония складывается на базе частной или коллективной собственности. В теоретических исследованиях выделяют ситуацию чистой монопсонии, когда с одним покупателем сталкивается неограниченное число мелких продавцов. В условиях сбалансированной рыночной экономики может приводить к тем же негативным последствиям, что и монополия.
МОРАТОРИЙ
(лат. moratorium) - отсрочка или полное прекращение платежей по долговым обязательствам. Мораторий может быть объявлен по согласию сторон или быть односторонним, официальным и фактическим.
МСФО
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - пакет стандартов и интерпретаций в документационной форме, регулирующий правила составления финансовой отчетности. В настоящее время действуют следующие стандарты: IFRS IAS и толкования: IFRIC SIC
МУЛЬТИВАЛЮТНЫЕ ОГОВОРКИ
Условия, включаемые во внешнеторговые контракты, а также в международные платежные и кредитные соглашения с целью страхования экспортера или кредитора от риска понижения валютного курса. М.о. предусматривают пересчет суммы платежа в случае изменения среднеарифметического курса наиболее устойчивых валют по отношению к валюте платежа.
МУЛЬТИПЛИКАТОР
(от лет. multiplied - умножаю, увеличиваю) - коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Рост инвестиций вызывает увеличение дохода, причем на величину большую, чем прирост инвестиций. Если рост инвестиций на 5 млрд. руб. вызывает рост дохода на 15 млрд. руб., то мультипликатор будет равен 3. Если рост дохода составит 10 млрд. руб., мультипликатор будет равен 2. Мультипликатор - это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода. Увеличивая инвестиции в Производство на определенную сумму, мы увеличиваем доход работников на эту сумму, которые предъявляют спрос на предметы потребления и, следовательно, увеличивают доход занятых в этой сфере и т. д. Этот процесс продолжается с каждым новым кругом расходов. Впервые идея мультипликации введена в экономическую науку английским экономистом Р. Каном в 1931 г., который показал, каким образом инвестиции приводят к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
МИНИ-НПЗ
Мини-НПЗ – это нефтеперерабатывающие заводы мощностью до 1 млн тонн нефти в год. Само определение «мини-НПЗ» указывает на доступность деятельности в этой сфере широкому кругу предпринимателей.