Словари

Ц

ЦЕЛЕВОЙ ИНОСТРАННЫЙ КРЕДИТ (ЗАИМСТВОВАНИЕ)

форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов; включает связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовый кредит международных финансовых организаций.

ЦЕНА

сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. Цена выступает как денежный эквивалент полезности товара, услуги, в которых заинтересован покупатель. Производители товаров и услуг заинтересованы в более высоких ценах, которые обеспечивают им высокие доходы. Потребители же - в более низких ценах, т. к. они сокращают расходы и повышают их платежеспособность. Цена - важнейшая категория рыночного хозяйства, она устанавливается с помощью механизма спроса и предложения в результате конкуренции на рынке. Чем выше спрос на какой-либо товар, тем выше его цена. Однако на определенном этапе высокая цена приводит к противоречию с покупательной способностью потребителя и спрос сокращается. Чем больше объем предложения товаров, тем ниже цена. Но низкая цена уменьшает доходность производства, поэтому предложение начинает сокращаться. Нижней границей цены являются издержки производства, поэтому рыночная конкуренция воздействует не только на уровень цен, но и стимулирует снижение затрат. Оптимальной рыночной ценой является цена равновесия, которая устанавливается в условиях, когда спрос и предложение на данный товар совпадают. Такое положение на рынке возникает при наличии свободной конкуренции. Реальная ситуация на современном рынке характеризуется различной степенью монополизации. Отдельные предприниматели получают значительные преимущества, позволяющие им контролировать разные сферы рынка. Монопольные цены, как правило, более высокие, обеспечивают максимальные прибыли. Общество стремится ограничить власть монополистов, используя элементы, регулирования и законодательные акты в целях поддержания конкурентной среды. Государственные меры по регулированию цен осуществляются на макро- и микроуровнях. Макроэкономический уровень предполагает разработку соответствующей экономической политики в кредитно-денежной, налоговой и бюджетной сферах; использование антимонопольного законодательства; регулирование валютного курса и антиинфляционные меры. Микроэкономический уровень предполагает контроль за естественными монополиями в коммунальном хозяйстве; установление цен на социально-значимые товары и услуги; формирование системы компенсации и индексаций уровня доходов потребителей. Существующее многообразие цен вызвано тем, что они обслуживают разные сферы товарного обращения. Потребительские - цены на товары и услуги массового спроса. Закупочные - цены на товары производственного назначения и сельскохозяйственную продукцию. Розничные - цены в розничной торговле при реализации товаров непосредственно населению. Оптовые - цены, по которым большие объемы товаров реализуются в обороте между предприятиями (промышленными, торговыми). В расчете на единицу продукции оптовые цены ниже розничных. Транспортные тарифы - цена доставки товаров и перевозки людей. Цена ресурсов - сырья, оборудования, техники. Цена земли, недвижимости нередко выражается через арендную плату. Цена труда - заработная плата. Некоторые налоговые платежи также могут рассматриваться как цена общественных услуг, которые предоставляют государство или муниципальные организации (например дорожный налог и др.).

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ

такое значение цены, когда объем предложения равен объему спроса. Данные цены балансируют спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому всякий раз, когда изменяется цена равновесия, то это равнозначно изменению спроса и предложения на рынке того или иного товара, соответственно, услуги. Таким образом, цена равновесия не может устанавливаться административными методами. Тем не менее, если в рыночных условиях сохраняется длительная устойчивость цены, то это означает стабильность и устойчивость самого рынка. Цена равновесия информирует производителя товара либо продавца этого товара о том, какое количество товара он может изготовить и отправить на рынок с учетом, естественно, своих издержек производства для определения своей потенциальной прибыли. С другой стороны, цена равновесия передает информацию покупателю данного товара, если он намеревается приобрести данный товар, соизмеряя свой спрос со своими доходами. Иначе говоря, равновесная цена совмещает интересы покупателя и производителя данного товара, она поддерживает общее сбалансированное состояние рынка до тех пор, пока не возникает дефицит либо избыток данного товара. В системе определения равновесной цены важное значение приобретает сам механизм количественного определения спроса и предложения с помощью пересечения кривых этих значений. При этом учитываются такие факторы, как природно-климатические условия производства того или иного товара, характер применяемой технологии, сумма налогов и дотаций и т.д. Для покупателя принимаются во внимание следующие параметры: цена данного товара, доходы покупателя, его возрастная и половозрастная структура и т. д. В Российской Федерации в результате обесценения национальной валюты - рубля цены постоянно повышаются. За годы реформ они выросли в десятки, а на некоторые виды - в сотни и тысячи раз. В таких условиях трудно добиться цены равновесия.

ЦЕНА СИФ

(от англ, cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) - в международной торговле означает такую цену, при которой все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию вместе с риском гибели либо порчи товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несет исключительно продавец данного товара. Это означает, что экспортер несет все расходы по доставке товара в порт отгрузки, его страхованию, погрузке, фрахту до порта назначения. В торговом балансе той или иной страны в ценах СИФ выражается импорт.

ЦЕНА ФОБ

(от англ, free of board - свободно на борту судна) - в международной торговле означает такую цену, когда продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно - только до момента доставки товара на борт судна. Это означает, что экспортер несет все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт судна либо на другие международные транспортные средства, а также по его страхованию до завершения погрузки. Поэтому экспортер, т. е. продавец данного товара должен обеспечить покупателя, т. е. импортера данного товара транспортной лицензией, оплатить экспортные налоги и пошлины. После же доставки товара на борт судна все дальнейшие расходы, связанные с перевозкой и разгрузкой товаров в порту назначения, несет исключительно импортер, т.е. покупатель данного товара. В торговом балансе той или иной страны в ценах ФОБ выражается экспорт; В этих же ценах выражается в платежном балансе счет движения товаров и услуг, т. е. поступления от экспорта и платежи по импорту.

ЦЕНА ФЬЮЧЕРСНАЯ

это цена срочного контракта, когда заключающие его стороны обязуются поставить и получить определенное количество биржевого товара в определенное время в будущем по фиксированной в момент заключения контракта цене. При этом каждая биржа устанавливает минимально допустимый размер колебания фьючерсной цены. Кроме того, в целом ряде фьючерсных рынков устанавливаются дневные лимиты колебания этой цены по отношению к расчетной цене, например, предыдущего биржевого дня. Ценообразование на рынке фьючерсных контрактов происходит без вмешательства государства, свободно.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

формирование величины цены товара, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос определяет максимальную цену товара, которую способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса. Минимальная цена, по которой производитель согласен реализовать свой товар, называется ценой предложения. Как правило, эти две цены не совпадают. Поэтому предприниматель, манипулируя ценами и объемами реализации, стремится продать имеющийся товар, не неся убытков. При низкой платежеспособности населения производитель будет пытаться снизить себестоимость товара либо сократить производство. Сокращение производства невыгодно, т.к. недогрузка основных производственных фондов удорожает товар, а сокращение рабочих мест порождает безработицу, что еще больше снижает покупательную способность населения. Наиболее выгодными оказываются меры по снижению затрат на единицу продукции. Это усиливает ее конкурентоспособность, хотя и требует дополнительных капиталовложений. Формирование ценовой политики государства, отрасли, предприятия требует большой предварительной работы. На первом этапе необходим анализ конъюнктуры рынка, его структуры, эластичности спроса и др. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный продукт при изменении цены на 1%. Изменение цены является наиболее простым способом учета изменения в спросе, издержках, в конкурентной борьбе. На втором этапе ставится задача формирования четкой стратегии предприятия на рынке, которая обеспечит не только его выживание, но и высокие доходы. Основой стратегии служит ценовая политика, использующая различные методы ценообразования: 1) начисление небольшой наценки на себестоимость товара (10-12%). Это самый простой метод, используемый практически всеми предприятиями в условиях дефицитной экономики, когда спрос всегда превышает предложение. На монополизированном рынке цена определяется по формуле «издержки + прибыль» независимо от спроса. В этом случае ценовая конкуренция минимальна; 2) крупные компании, имеющие отделы маркетинга, путем анализа различных уровней цен и объемов производства выбирают тот вариант, который обеспечивает наибольшие прибыли; 3) некоторые фирмы определяют «потолок цен» на товар, близкий к цене спроса и обеспечивают максимальную прибыль путем управления себестоимостью. Снижение себестоимости достигается с помощью новой техники, более высокой производительности труда и т. д.; 4) используется метод следования за конкурентом, ориентированным на текущие цены; 5) все большее количество фирм рассчитывают цену на товар с предоставлением скидок и льгот в зависимости от условий и места его реализаций, изменения веса товара или дополнительных сервисных услуг. Ценообразование, таким образом, - сложный процесс, учитывающий не только издержки, спрос и предложение, конкуренцию, но и многие другие факторы.

ЦЕНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

совокупность цен, которые действуют на международных рынках и во внешнеторговом обороте отдельных стран. Они различаются, как правило, в зависимости от места, времени, условий реализации товара и самих особенностей контракта.

ЦЕНЫ МИРОВОГО РЫНКА

цены, по которым происходят очень крупные как экспортные, так и импортные операции. Причем эти операции носят регулярный характер и предусматривают платежи в свободно конвертируемой валюте. Мировая практика свидетельствует, что очень часто в качестве цены мирового рынка выступают экспортные цены крупных компаний (корпораций) - производителей и экспортеров соответствующей продукции. К рассматриваемому виду цен относятся также цены и на рынках отдельных стран, но, как правило, основных производителей товаров. Статистическое бюро ООН регулярно публикует показатели, которые характеризуют динамику цен мирового рынка не только на сырьевые товары, но и на промышленные изделия. В частности, на мировом рынке стали и проката определяющая роль принадлежит экспортным ценам стран ЕС, например Германии, Франции, Бельгии. В ряде случаев цены мирового рынка определяются преимущественно биржевыми котировками, например меди я олова. В других случаях решающую роль оказывает сочетание цен основных производителей и экспортеров с биржевыми котировками, в частности это касается цен на чай, кофе, какао-бобы и т. п.

ЦИКЛЫ

регулярно повторяющиеся периоды в развитии природы и общества. Различают природные, производственные, научно-технические, экономические, экологические циклы. Экономические циклы - помимо циклов экономической активности - включают циклы демографические, инновационные, структурные, управленческие. Экологические циклы являются результатом взаимодействия природных и экономических циклов.

ЦИКЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

регулярно повторяющиеся периоды в развитии рыночной экономики. Общей тенденции к экономическому росту сопутствуют периодические колебания уровня экономической активности: чередование сокращения и расширения объемов производства, инвестиций, снижения и повышения уровней доходов, занятости, цен, ставок процента, курсов ценных бумаг. Цикл экономической активности состоит из четырех последовательных фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. В фазе кризиса объем производства снижается до минимального уровня, растет безработица. Фаза депрессии характеризуется медленными или нулевыми темпами роста производства, присущими застойному состоянию экономики. В фазе оживления темпы роста повышаются, растут объемы производства, инвестиции и занятость, приближаясь к максимуму предыдущего цикла. Для фазы подъема характерен дальнейший рост объемов производства. Все показатели соответственно превосходят максимум, достигнутый в предыдущем цикле. Циклы экономической активности неодинаковы и различаются по своей продолжительности, по длительности отдельных фаз, по высоте максимума и глубине минимума. В современных условиях отмечается сглаживание циклических колебаний, деловой активности. Удлиняются промежутки между кризисами, уменьшается их глубина и разрушительная сила. Все чаще на смену кризису приходит более мягкая форма спада - рецессия. Циклы экономической активности относятся к малым экономическим циклам продолжительностью до 10 лет. Они развертываются на фоне больших циклов экономического развития, продолжительностью до 50-60 лет. Большие циклы выявлены русским экономистом Н. Д. Кондратьевым. Они состоят из повышательной и понижательной волн колебаний экономической конъюнктуры, каждая из которых длится до 30 лет. В основе больших циклов экономического роста лежат революционные изменения в технике и технологии, структуре потребностей и производства. Переход к постиндустриальному обществу в развитых странах совпадает с пятой длинной волной кондратьевского цикла. Начало ее повышательной фазы связано со структурной перестройкой экономики на базе высоких и наукоемких технологий. Оно приходится на середину 1980-х - начало 1990-х гг.



Жми «Нравится» и получай самые лучшие статьи в Фейсбуке!

Мне уже нравится Neftegaz.kz
Закрыть

Читайте также