Полособульбовый профиль (ПБП)
Полособульбовый профиль (ПБП) - это металлический профиль, состоящий из плоской стенки или полки, и обычно скругленной головки, имеющей уклон в направлении полки.
Изготовливается из специализированных судовых марок сталей.
Полособульбовый профиль применяется для внутрикорпусных работ на строительстве судов гражданского и военного назначения, поэтому основными потребителями продукции являются отечественные и зарубежные судостроительные и судоремонтные предприятия.
ПБП используется в качестве ребра жесткости при создании больших конструкций из металлического листа при строительстве корпусов судов.
Прокат ПБП, благодаря скругленной форме, используется в качестве арматуры при создании больших конструкций из металлического листа типа оболочек или кожухом, в которых наряду с легкой доступностью и надежным креплением требуется производить отделку поверхности.
Нагрузка, действующая на прокат полособульбового профиля, характеризуется главным образом силами растяжения и сжатия, причем профиль осуществляет распределение сил или нагрузок, которые увеличиваются с наружной стороны относительно центра масс системы, образованной на бульбообразной части, полки и части корпуса судна.
Жесткость или армирующая способность ПБП обеспечивает очень высокую устойчивость к изгибу нижней части корпуса судна, что крайне важно в условиях Арктического севера.
Требующаяся устойчивость к изгибу проката ПБП достигается благодаря тому, что он обладает оптимальным соотношением между высотой бульбообразной части и шириной полки или более точно, благодаря правильно выбранному соотношению между моментом инерции бульбообразной части и моментом инерции полки.
Этапы изготовления проката бульбообразного профиля :
отдельно прокатывают бульбообразную часть,
отдельно прокатывают полку и приваривают бульбообразную часть к полке.
Прокат ПБП изготавливают в виде монолитных балок ряда стандартных размеров, причем количество их вариантов определяется как последовательность сочетаний общей ширины, толщины планки и высоты бульбообразной части полособульбовой балки.
Бульбообразную часть прокатывают без фланца, придавая такую форму, чтобы обеспечить возможность приварить пленку, размеры которой соответствующим образом выбирают для получения проката полособульбового профиля с требуемой прочностью на изгиб, к продольно проходящей крайней области бульбообразной части, и чтобы тепло, выделяющееся в процессе сваривания, могло бы отводиться в направлении бульбообразной части.
Эта продольно проходящая краевая область включает скошенные поверхности, которые образуют соответственно продольно проходящую поддерживающую и контактную область, а также подготовительную поверхность для последующего процесса сварки.
Прокат полособульбового профиля сваривают в горизонтальном направлении с внутренней стороны корпуса, и соответствующие части вместе с полками профиля образуют первую существенную структуру, воспринимающую нагрузку.
Бульбообразная часть профиля вместе с полкой этого профиля образует вторую существенную структуру, воспринимающую нагрузку.