Парогазовая электростанция (ПГЭС)
Парогазовая установка (ПГУ) состоит из 2-х отдельных установок: паросиловой и газотурбинной. В газотурбинной установке турбину вращают газообразные продукты сгорания природного газа, мазута и других видов топлива .
На одном валу с турбиной находится 1-й генератор, который за счет вращения ротора вырабатывает электрический ток. Проходя через газовую турбину и отдавая ей часть своей энергии, продукты сгорания - дымовые газаы на выходе имеют температуру около 500 оС. С выхода из газовой турбины они попадают в паросиловую установку, в котел-утилизатор, где нагревают воду и образующийся водяной пар. Образующийся перегретый пар при давлении 100 атм используется в паровой турбине, которая приводит в действие 2-й электрогенератор.
Существуют парогазовые установки, у которых паровая и газовая турбины находятся на одном валу, в этом случае устанавливается только один генератор.
Парогазовые установки:
- позволяют достичь электрического КПД в диапазоне 58 - 64 %. У паросиловых установок КПД , например, находится в диапазоне 33-45 %, для газотурбинных установок - 28-42 %
-имеют низкая стоимость единицы установленной мощности
- потребляют меньше воды на единицу вырабатываемой электроэнергии по сравнению с паросиловыми установками
- более технологичны в возведении и могут быть установлены за 9-12 мес.
- компактны в сравнении с другими типами электростанций, могут быть установлены вблизи объекта энергопотребления, что сокращает затраты на транспортировку электроэнергии
- однако имеют более низкую единичную мощность оборудования (160-972 МВт на 1 блок), например, с ТЭС, которые имеют мощность блока до 1200 МВт и АЭС- 1200-1600 МВт.
-необходимость осуществлять фильтрацию воздуха, используемого для сжигания топлива, с одной стороны, удорожает технологию, с другой - делает ПГУ более экологичными.
Парогазовые установки (ПГУ) - относительно новый тип электростанций, пока используемый в западных странах чаще, особенно на электростанциях, использующих в качестве топлива природный газ.
Любопытно, что идею использования парогазового цикла взяли на вооружение специалисты BMW, предполагающие в перспективе использовать выхлопные газы автомобиля для работы небольшой паровой турбины. Этот проект выглядит не более экзотичным , чем использование, например, биотоплива.