Вопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот в связи с осуществлением ими инвестиций в Республике Казахстан
Вопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот в связи с осуществлением ими инвестиций в Республике Казахстан регулируются главным образом Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях» (далее «Закон об инвестициях») и Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года (далее «Налоговый кодекс»). Так, Законом об инвестициях установлены инвестиционные преференции («Инвестиционные преференции»), а Налоговым кодексом – налоговые преференции («Налоговые преференции»).
Ниже подробно описаны Инвестиционные преференции и Налоговые преференции, а также процедура их предоставления.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
А. Виды Инвестиционных преференций
Законом об инвестициях (см. Статью 13 Закона об инвестициях) предусмотрены следующие Инвестиционные преференции для юридических лиц Республики Казахстан, реализующих инвестиционные проекты:
1) освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования;
2) государственные натурные гранты в виде земельных участков, зданий, оборудования и т.п.
3) льготы по земельному налогу и налогу на имущество; и
4) промышленные льготы в виде возмещения или оплаты части затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, приобретение (строительство) зданий, сооружений.
В соответствии с Законом об инвестициях право на Инвестиционные преференции, указанные в пунктах 1) и 2) выше, имеют лица, осуществляющие инвестиционный проект и инвестиционная деятельность которых соответствует Перечню приоритетных видов деятельности, утвержденному Правительством Республики Казахстан.
Льготы, указанные в пунктах 3) и 4) выше, распространяются на инвестиционный проект, который является стратегическим. Закон об инвестициях определяет «Инвестиционный стратегический проект» как инвестиционный проект, входящий в перечень инвестиционных стратегических проектов, определяемый Правительством Республики Казахстан (далее «Перечень стратегических проектов»), и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан (см. п. 10 Статьи 1 Закона об инвестициях).
В соответствии с Законом об инвестициях (см. п. 2 Статьи 18-1 Закона об инвестициях) для включения в Перечень стратегических проектов Инвестиционный проект должен быть направлен на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (более высоких переделов и переработки), соответствовать приоритетным видам деятельности и отвечать одному из нижеуказанных критериев:
(а) быть направленным на производство продукции, входящей в перечень видов деятельности по производству высокотехнологичной продукции, утверждаемый Правительством Республики Казахстан; либо
(б) объем инвестиций по нему должен составлять не менее 5 миллионов МРП (минимального расчетного показателя), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Кроме того, для предоставления инвестиционной преференции в виде промышленных льгот, помимо наличия статуса Инвестиционного стратегического проекта, Закон об инвестициях устанавливает дополнительное требование (см. п. 5 Статьи 13 Закона об инвестициях), заключающееся в том, чтобы такой проект реализовывался в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития («Дополнительное требование»). Перечень таких населенных пунктов утверждается Правительством.
Б. Процедура предоставления Инвестиционных преференций
Ниже описаны процедуры (i) освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования и (ii) предоставления государственных натурных грантов.
Процедура освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования
Согласно Закону об инвестициях освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования предоставляется посредством заключения инвестиционного контракта с уполномоченным органом (Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан). Для заключения указанного контракта соответствующему юридическому лицу необходимо представить в указанный уполномоченный орган следующие документы:
1) заявку на предоставление инвестиционных преференций («Заявка»);
2) справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
3) копию Устава юридического лица, заверенную подписью первого руководителя и печатью юридического лица;
4) бизнес-план инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта (требования к бизнес-плану устанавливаются уполномоченным органом);
5) копии документов, обосновывающих сметную стоимость строительно-монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, сырья и (или) материалов, используемых при реализации инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица (перечень указанных документов устанавливается законодательством Республики Казахстан);
6) копии документов, устанавливающих источники и гарантии финансирования инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица. (В случае финансирования инвестиционного проекта из собственных средств необходимо приложить письменное подтверждение об их наличии);
7) документы, подтверждающие размер запрашиваемого государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
8) справку налогового органа по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
Заявка рассматривается уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней. В случае решения уполномоченного органа об освобождении от обложения таможенными пошлинами, он в течение 5 рабочих дней уведомляет таможенные органы о таком решении и в течение 10 рабочих дней с даты указанного решения готовит для подписания инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта (далее «Инвестиционный контракт»). Инвестиционный контракт регистрируется уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации. Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия предоставленной инвестиционной преференции. Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента его регистрации (см. 2 Статьи 17 Закона об инвестициях).
Государственные натурные гранты и процедура их предоставления
Государственные натурные гранты предоставляются уполномоченным органом по согласованию с другими соответствующими уполномоченными органами (например, по земельным ресурсам и т.п.) (i) во временное безвозмездное пользование, либо (ii) на праве временного безвозмездного пользования с последующей безвозмездной передачей в собственность или в землепользование при условии выполнения инвестиционных обязательств по Инвестиционному контракту.
Безвозмездная передача предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование осуществляется по решению уполномоченного органа. Такое решение принимается по истечении срока действия инвестиционного контракта в случае выполнения инвестором инвестиционных обязательств по Инвестиционному контракту.
Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить от уполномоченного органа запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
Суть Налоговых преференций заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию одним из нижеуказанных методов по выбору компании-налогоплательщика:
- до ввода объекта в эксплуатацию, в налоговом периоде в котором фактически произведены такие затраты, либо
- после ввода объекта в эксплуатацию, единовременно или равными долями в течение первых трех лет.
В соответствии с Налоговым кодексом (см. п. 2 ст. 123 Налогового кодекса) к объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее 3-х налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:
1) являются основными средствами или активами сроком службы более одного года, произведенными и (или) полученными концессионером (правопреемником или юридическим лицом, специально созданным исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии;
2) используются в деятельности, направленной на получение дохода;
3) не являются активами, которые имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту на недропользование;
4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту на недропользование и внеконтрактной деятельностью;
5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.
Для применения вычетов по Налоговым преференциям компании-налогоплательщики должны вести налоговые регистры в форме, утверждаемой Правительством Республики Казахстан.
Налоговый кодекс определяет круг лиц, не имеющих право на применение Налоговых преференций. К ним относятся:
- организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон;
- компании, производящие и (или) реализующие подакцизные товары, в том числе все виды спирта, алкогольную продукцию и табачные изделия;
- компании, применяющие специальный налоговый режим, предусмотренный главой 63 Налогового кодекса, а именно производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельские потребительские кооперативы.
Льготы по (i) уплате налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе товаров; и (ii) уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) законодательством Республики Казахстан не предусмотрены. Однако обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с Налоговым кодексом (см. п.1 Статьи 250 Налогового кодекса) при импорте определенных товаров, в том числе оборудования, НДС уплачивается методом зачета. Перечень указанных товаров и порядок его формирования утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 марта 2003 года № 269. Необходимо отметить, что в указанный Перечень могут быть включены только те товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.
При импорте товаров, включенных в вышеназванный Перечень, НДС будет уплачиваться методом зачета, где уплата методом зачета, по смыслу и сути, аналогична освобождению НДС.
Эльвира Хайруллина
Старший юрист
Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан