Чья нефть наполнит трубопровод Баку-Новороссийск?
Азербайджан так и не начал официальные переговоры с российской компанией «Транснефть» по прокачке топлива по нефтепроводу Баку-Новороссийск в 2014 году. Как заявил представитель «Транснефти» Игорь Демин, российская сторона планирует завершить консервацию нефтепровода Ширвановка-Махачкала на границе с Азербайджаном к февралю текущего года.
Демин пояснил, что азербайджанская сторона не выполняла обязательств по объемам прокачки, предусмотренным действовавшим ранее договором, а подписывать новый не стала. В мае 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, действовавшему с 1996 года.
Как отметил Демин, все обязательства «Транснефти», связанные с транзитом азербайджанской нефти, истекают в феврале, после чего участок нефтепровода Махачкала–Баку будет законсервирован: в трубу планируют закачать инертный газ. Вместе с тем использование участка от Махачкалы до Новороссийска продолжится.
Вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR ) Давид Мамедов объяснил позицию Баку завышенными российскими тарифами. «Тариф, по которому компания «Транснефть» предлагает с 2014 года осуществлять прокачку, для нас будет некомфортным. Поэтому, я думаю, мы уйдем от прокачки нефти по «северному направлению» Баку-Новороссийск на запад Баку-Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан. Трубопровод Баку-Новороссийск будет простаивать, пока мы не найдем взаимовыгодного решения с российской стороной», — отметил он.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил нашему изданию, что участок от Махачкалы до Новороссийска будет, как и раньше, использоваться для транспортировки нефти из порта столицы Дагестана. Так, что если азербайджанская сторона не заключит нового соглашения на транзит своей нефти, то мощности участка Махачкала — Новороссийск вполне могут быть использованы для прокачки казахстанской нефти. Трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан успешно работает, скорее всего, что именно его и будет использовать Азербайджан для прокачки своей нефти на запад. Ранее рассматривался вариант продления этого трубопровода на восток, через Каспийское море в Казахстан, как раз для прокачки его нефти. Но пока нет никакой определённости по данному проекту.
Источник: OilNews.kz
«Что касается транспортировки нефти Казахстана на запад, то у республики есть разные возможности. Это и участок трубопровода Махачкала — Баку, и трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан и Каспийский трубопроводный консорциум. Естественно, если их мощности позволяют это сделать. В данном случае, республика сама должна решить, какие именно направления экспорта ей выгодно развивать: на восток в Китай или на запад в Европу. Также необходимо определить те объёмы нефти, которые Казахстан готов прокачивать по каждому из трубопроводов, и уже затем вести переговоры с их операторами. Никаких трудностей с прокачкой нефти у республики возникнуть не должно, так что можно ожидать постепенного увеличения объёмов экспорта нефти из Казахстана, тем более для этого открываются новые возможности, в связи с отказом Азербайджана от прокачки нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск», — отметил Дмитрий Баранов.
Содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг поясняет, что снижение объемов транспортировки нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск связано в первую очередь с высокими, по мнению ГНКАР, тарифами на транспортировку нефти по нему. Альтернативные маршруты экспорта добываемой в Азербайджане нефти, через Грузию и Турцию, являются более выгодными. Учитывая, что ГНКАР не выполняет условия договора, касающиеся объемов транспортировки нефти (вместо 5 млн тонн в год по трубопроводу экспортировалось менее 2 млн тонн нефти; на 2013 год заявка составила лишь 1,6 млн. тон), было принято решение расторгнуть договор. Таким образом, считает эксперт, ситуация с сотрудничеством ГНКАР и «Транснефти» неоднозначная и сопряжена с трудностями. Российской стороне необходимо добиться прибыльной эксплуатации трубопровода, для чего, среди прочего, должны быть выполнены азербайджанской стороной обязательств по наполнению трубопровода. Именно поэтому «Транснефть» требовала гарантий по минимально допустимому объёму транспортировки азербайджанской нефтью.
«Сам трубопровод находится в невыгодном положении в сравнении с тем же Баку-Тбилиси-Джейхан. Во-первых, тариф на прокачку нефти через последний, в разы ниже тарифа «Транснефти». Во-вторых, транспортируемая по нефтепроводу Баку-Новороссийск азербайджанская нефть смешивается с менее качественной российской, что снижает ее стоимость. Таким образом, прямой доступ азербайджанской нефти в Европу, предпочтительней и выгодней для страны. В сложившейся ситуации, Казахстан также будет использовать альтернативные пути поставок нефти, нежели чем трубопровод Баку-Новороссийск. Что касается газа, то Европа также склонна предпочесть прямые поставки сырья из центральноазиатских стран газу, идущему транзитом через Россию», — отметил Бирг.
По мнению старшего аналитика компании Альпари Анны Бодровой позиция Азербайджана совсем не является новостью — страна проводит политику диверсификации экспорта в собственных интересах, и сейчас эти интересы лишь косвенно касаются России и ее нефтегазового рынка. Между тем, пути для перекачки казахстанской нефти есть, и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан вполне может стать альтернативным
вариантом. «Азербайджан кивает в сторону России, указывая, что российская сторона первой решила прекратить отношения», — говорит Бодрова.
Как отметили все опрошенные аналитики, именно вопрос с тарифом оказался наиболее чувствительным для Баку. Однако, как отметили в «Транснефти», при текущем объеме прокачки 1,5 млн тонн в год тариф мог составить 720 рублей за тонну, при 1,8 млн тонн — 700 руб., а при объеме 5 млн тонн — менее 400 рублей за тонну. Сейчас тариф составляет $16 за тонну, примерно 524 рубля. По расчетам “Tpaнcнeфти”, недополученная тарифная выручка от транспортировки азербайджанской нефти, например в 2012 году, превысила $40 млн. Сейчас основные объемы азербайджанской нефти поставляются на экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью свыше 50 млн. тонн в год. Из них SOCAR прокачивает около 29 млн тонн. Договор от 1996 года между Азербайджаном и Россией основывался на том, что Азербайджан будет транспортировать минимум 5 млн тонн нефти в год по трубопроводу Баку — Махачкала — Новороссийск. В этом случае Азербайджан получал фиксированный тариф — $15,7/т на 1000 км, который действовал до конца января. Но все последние годы реальные объемы прокачки нефти были значительно ниже договорных: в 2009 году — 2,5 млн тонн, в 2010 году — 2,2 млн, в 2011 году — 1,99 млн.
Вместе с тем, SOCAR оставляет за собой право продолжить транзит, если это будет целесообразно для азербайджанской стороны. «Транснефть» также не исключает возможности транспортировать азербайджанскую нефть на основе коммерческого договора. Напомним, что в сентябре 2013 года SOCAR предлагала рассмотреть возможности реверса поставок нефти с содержанием серы менее 1%, который был подкреплен подписанными в августе соглашениями с «Роснефтью» о возможном экспорте российского сырья в Азербайджан посредством своповых операций. Глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев объяснял заинтересованность Баку именно в таком подходе тем, что в случае успеха мероприятия, часть нефти будет перерабатываться в Азербайджане, а часть — поставляться по Баку-Тбилиси-Джейхан и отгружаться с терминала Джейхан на Средиземном море.
Вместе с тем российская сторона устами президента «Транснефти» Николая Токарева вполне недвусмысленно объяснила свою позицию относительно этого предложения Баку.
«Этим соглашением предусматривается разгрузить российские предприятия. И за счет разгрузки российских загрузить азербайджанские предприятия, в частности, нефтеперерабатывающие заводы. Снять объемы с российских нефтепроводов и транспортировать эти объемы по конкурирующим с нашими нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который проходит по территории Азербайджана, Грузии, Турции. Но, я думаю, тут особо комментировать нечего. Мы посчитали просто экономику вот этой затеи. Примерно на 45 долларов транспортировать нефть из Новороссийска до НПЗ «Роснефти» на Сардинии дешевле, чем тоже самое делать через территорию Азербайджана по Баку — Тбилиси — Джейхан», — сказал Токарев.
Источник: OilNews.kz